Говорить собираюсь преимущественно о последней парочке серий, поэтому, если кто еще не видел, но планирует, до сих пор остерегаясь спойлеров, впечатления положу под кат.
Впечатления
Итак… Я тоже присоединяюсь к тем, кто считает, что намного лучшим финалом истории была бы серия предпоследняя. Просто ну правда – в ней все закончилось хорошо, Чак стал просто человеком, а Джек заменил его на посту, вернул в мир всех людей и удалился. Братья остаются вдвоем, радуются хэппи-энду, уезжают вместе на «Импале», Дин объявляет, что они наконец свободны и сами теперь пишут свою историю, дается нарезка сцен с самого первого сезона. Отличный открытый конец, где можно самим додумывать, что будет с ребятами дальше, и, судя по тому, на какой ноте все закончилось бы, можно было предположить, что все сложится хорошо.
Зачем после этого еще одна серия? Они весь пятнадцатый сезон, ломающий четвертую стенку сильнее, чем какой-либо из предыдущих, пытались преодолеть власть сумасшедшего бога с манией величия, перестать играть по его правилам и быть частью его сюжетов, и вот у них это получилось – и только ради того, чтобы Дин на первой же охоте после этого убился максимально глупым способом. Нет, я сама первая, еще со времен четвертого сезона, твердила, что появление ангелов и прочих могущественных сущностей в союзниках у Винчестеров ломает мне восприятие и мешает за них переживать, что первые сезоны я как раз и люблю за то, что тогда они были смертны и уязвимы, любая травма на охоте могла оказаться фатальной, но зачем это делать так-то?
И к вопросу о могущественных сущностях – разве Джек не говорил, что да, он больше не появится около них физически, но он всегда будет как будто с ними и что он «в каждой травинке, каждой капле росы и в каждом человеке». Неужели не мог сделать исключение ради человека, который столько для него сделал и прийти в последний раз помочь, пусть они даже и не попытались позвать его на помощь? Есть, конечно, аж две причины, по которым это было бы не лучшей идеей: первая – внутрисюжетная: как нам говорит Бобби в Раю, Джек к тому моменту уже куда-то удалился, возможно, воссоздавать миры, разрушенные Чаком, а может быть – создавать их заново, а вторая – сценаристская: наверное, сценаристы просто не хотели и эту трагедию разрушать очередным чудесным спасением, им хотелось в последний момент поиграть на чувствах фанатов. Я это даже понимаю.
Но… смерть написана ужасно и выглядит ужасно – практически на грани театральщины, которую еще Джим Керри в «Маске» высмеивал. Сэм почти сразу после того, как увидел эту арматуру, торчащую из спины, предлагал вызвать скорую, и судя по тому, что Дину хватило сил восемь минут толкать проникновенные речи, он вспомнил даже, как боялся когда-то зайти в дом к Сэму и Джессике и рассказать о пропаже отца, он бы ее вполне дождался. Он хотел умереть? Да нет же, в прошлой серии было видно, что как раз теперь-то он и собирается жить.
Да, конечно, тут немного спараллелили момент, где он встречает старого друга, с которым был знаком еще до событий сериала (в этом сезоне вообще как-то удивительно много таких друзей, которые близки Винчестерам, но прежде за 15 лет не появлялись), потом узнает, что тот кормит неха людьми ради богатства, здоровья и благосостояния, и убивает его так же, проткнув насквозь, причем приятель говорит: не доставай оружие сразу, а то я тут же умру. Возможно, предполагалось, что и тут то же самое, и арматура проткнула сердце, но тогда Дину было бы намного-намного сложнее разглагольствовать и вспоминать прошлое, а у него ни с движениями никаких проблем, ни даже лицо не изменилось и губы не посинели.
Зачем, ну зачем делать так? И зачем – раз уж вы все равно и жизнь Сэма потом показали будто на перемотке, и даже жену в кадр не ввели (хотя, конечно, учитывая их очень не блещущий химией роман с охотницей Эйлин Лихи и то, что сын на нее немного похож, можно предполагать, кто был мамой его ребенка), было убивать Дина так стремительно? Дали бы ему возможность тоже пожить хоть несколько лет и, возможно, завести семью – так же, на перемотке.
Человек всю жизнь считал себя плохим, всю жизнь говорил, что он только инструмент, что он пропащий, не заслуживает того и этого, лучше ему умереть – и в итоге доказали, что так оно и есть. Понимаю, почему, по некоторым интервью, что донеслись до меня еще летом, Эклз был не вполне доволен финалом.
И если хотелось трагедии, надо было убить Дина, не стоило устраивать сцену в стиле индийских фильмов. Сделали бы так, что вот, прошло несколько лет, и вот однажды на охоте – одиночной или вдвоем с Сэмом – что-то случилось, и Дин погиб. Если Сэм был в этот момент с ним, пусть бы он успел быстро попрощаться, а позднее Сэм нашел видео с прощанием, на этот случай заготовленным. Если Сэма не было, ему бы сообщили о смерти, а позже он опять же нашел бы такое видео. Я читала такие фики, они были лучше показанного в финале, честно.
Но, к слову, сцена с погребальным костром и Сэмом, который остался совсем один и идет по бункеру, а потом заходит в комнату Дина, где нет и больше и не будет брата, была правда трогательная и душераздирающая. Очень можно понять чувства человека, которому невыносимо видеть знакомые места, где еще вчера все было по-другому. Я думала, мне уже давно все равно, но тут я очень плакала. Кроме того, на этой сцене еще сразу вспоминается начало серии с таким же утренним пробуждением, но рядом есть Дин, который выхватывает из тостера еще горячие кусочки хлеба. Когда хлеб выскочил из тостера, а Сэм повернулся к нему, просто невозможно было не продолжить рыдать.
Нашла ее, но только с португальскими субтитрами.
А еще – я об этой песне почему-то никогда не думала в контексте Винчестеров, может, даже и не слышала ее прежде (хотя, конечно, стыдно не знать такой известный сингл Dire Straits), но вчера нашла еще клип на эту же песню по СПН, по десятому сезону, так после финала к человеку в комментарии пришли толпы фанатов, наперебой говоря, как он удачно предсказал финальную песню, и рассказывая о своих чувствах насчет того, как все закончилось.
Еще посмотрела несколько переводов этой песни и поразилась, как хорошо ложится на музыку первый из них.
P. S. Кроме того, после финала я глянула еще и дополнительный выпуск, где создатели – и больше всех Крипке – рассказывали о героях, концептах, любимых сериях и о том, как это все создавалось, и удивительным образом стала к финалу мягче. Когда Эклз с Падалеки говорят, сколько любви вложили в историю и ее финал в том числе, очень надеются, что нам понравится, и признаются в любви к фанатам, ругать уже как-то и не хочется.