Дочитала сегодня, наконец, четвертые "Хроники Ехо"... Что могу сказать? Книга не отличается "многогеройностью" - в "Лабиринтах", помимо центральных персонажей, было еще множество персонажей эпизодических, попросту "массовки". А "Ворона на мосту" - это книга Лонли-Локли, Чиффы, Лойсо Пондохвы, ну и леди Сотофы тоже (очень заинтересовала история про Тень Нуфлина, которая захотела стать ее тенью и ушла от своего хозяина), и все - места массовке здесь нет, не считать же таковой неоднократно пугаемых Безумным Рыбником трактирщиков? Хотя рассказ об одной из столичных трактирщиц, который плавно перетекает в рассказ о том, чем занимался в Смутные времена сэр Маба Калох, - очень хорош. Бывший Великий Магистр Ордена Часов Попятного времени занял очень удобное место в этом "зрительном зале", в который и превратился Ехо Смутных Времен...
Лонли-Локли в юности немного напомнил Макса - особенно в ситуациях, где он, недоумевая, задает Чиффе вопросы, а также тогда, когда благодаря собственной гениальности учится чему-то чрезвычайно сложному или делает что-то, почти невозможное... Но, должно быть, такая особенность повествования просто характерна для фраевских рассказов о "мудрости и опыте", "учителе и ученике".
Повеселило то, как наконец-то объясняется (не напрямую), почему у Ордена Лойсо было такое "дурацкое название". Правда, я не думала, что инструментом для этого объяснения выступит детская присказка, которую знают все дети нашего Мира, про ворону:
читать дальше"Шёл я лесом, вижу мост, под мостом ворона мокнет. Взял её за хвост, положил на мост, пускай ворона сохнет. Шёл я лесом, вижу мост, на мосту ворона сохнет. Взял её за хвост, положил под мост, пускай ворона мокнет". Забавно, какие выводы сделал из нее Лойсо:
читать дальше"Что бы ни делал человек, в конечном итоге окажется, что он посвятил свою жизнь просушке вороны, которую сам же перед этим намочил. Или, наоборот, увлажнение сухой вороны, которую после этого снова придется сушить".
Показалась интересной одна фраза Лонли-Локли, сказанная в самом начале книги "
Когда-то давным-давно я прочитал в старинной рукописи, будто некоторые существа бессмертны, пока смеются"... Вот только мне почему-то кажется, что корни у этой "старинной рукописи" - "Степной волк" Гессе (кстати, очень "фраевская" книга, даже стиль - крайне узнаваемый) и "Имя розы" Эко... Не могу быть уверена - читала давно, но было в этих книгах что-то такое...
Задумалась о том, о чем могли бы быть следующие "Хроники", и кто мог бы быть там рассказчиком. Идея с Лойсо, которой были больны очень многие поклонники Фрая, теперь вряд ли осуществится - о названии ордена мы теперь узнали, кое-какие факты из его бурной жизни - тоже, как именно Джуффин заманил его в "умирающий мир", мы тоже теперь в курсе (Что в этом принимал непосредственное участие Шурф, я и подумать не могла. Интересно, почему если Лойсо так беспокоила судьба Лонли-Локли, что даже последнее, что он сказал на прощание Чиффе - поберечь его, потом, когда он общался с Максом "во сне", он ни разу не спросил о судьбе Шурфа?). Разве что он явится в городок, придуманный Максом, чтобы рассказать, что он делал после того, как его отпустили на волю...
По логике, теперь рассказчиком просто должен стать Мелифаро, и я обеими руками "за" это. Что он может рассказать? О временах, когда он уже работал в Тайном Сыске, но Макс туда еще не поступил (правда, это маловероятно - Мелифаро слишком молод для этого, и вряд ли на его долю перепало много приключений). Какие-нибудь истории времен "Лабиринтов Ехо", о которых нам прежде не рассказывалось. И, конечно, то, чем он занимается сейчас...
В роли рассказчиков не были еще и другие сотрудники Тайного Сыска - Нумминорих, Кофа, Луукфи, но... Пока и не надо. Все еще может прийти Теххи и поведать всем об особенностях существования привидений, но этого пока тоже не надо...
читать дальшеЕсли же говорить о том, что вообще-то те, кто уже рассказывал истории, могут прийти снова (а кто-то и не уходил), то можно сделать такие выводы: Макс был рассказчиком уже в первых и третьих Хрониках, вряд ли сейчас он будет повторять этот подвиг, тем более что в последней книге он уже сказал, что сейчас он - пас, и что ему "нужно время, чтобы выучить новые сочетания звуков". Меламори была рассказчицей однажды, и может стать ею и еше раз, но что-то этого не слишком хочется... А вот Джуффина видеть рассказчиком еще раз мне очень хочется - может быть, потому что вот ему как раз есть, о чем рассказать: помимо того, что может поведать и Мелифаро: чем жил Тайный Сыск "до Макса", во время службы в нем Макса и "после Макса", есть еще одна важная область для исследования - времена жизни в Кеттари, времена ученичества при учителе - Махи Аинти...Секрет в рассказе, а не в рассказчике? (Стивен Кинг) Совсем нет... Рассказчик играет ключевую роль
читать дальшеP.s. Еще сейчас подумала - вчера один журналист на лекции сказал нам, что когда едешь за информацией в другой город и выстраиваешь для себя картину происходящего еще в Москве, продумываешь, о чем писать, а приехав на место, все оказывается так, как ты для себя придумал, вплоть до мелочей, в таком случае статья не получится... Факты, которые ты узнаешь, постоянно должны удивлять тебя, ты все время должен открывать для себя что-то новое, картина мира должна постоянно играть новыми красками, поворачиваться все новыми гранями... А когда все предсказуемо и запланировано - это очень скучно... И это касается всего на свете.
Вот это все очень хорошо соотносится с цитатой: "Конечно, Мир устроен не так, как ты себе это до сих пор представлял. Скажу больше, я уверен, он устроен даже не так, как я себе сейчас представляю. И именно это делает его особенно привлекательным".