Много ли, мало ли, было ли, стало ли... Что это мне? Только сигнала, всего лишь сигнала, жду я и знака в окне...
Уже потом я понял, что события развивались в полном согласии с традициями волшебных сказок. В первую и вторую ночь меня лишь слегка дразнили.
А настоящие ужасы, как и положено, откладывались на «роковую» третью ночь.
М. Фрай, «Чужак»


Раньше я считала, что ужастики нужно смотреть исключительно в условиях, приближенных к тем, которые показывают в фильме.
То есть «Ведьму из Блэр» нужно смотреть где-то на природе, лучше всего в лесу и обязательно ночью, – тогда тебе гарантированно будут слышаться детские голоса за брезентом палатки, «Мертвый снег» – зимой где-нибудь в небольшом бунгало, а допустим, «Зомбиленд» – вблизи от парка аттракционов.
Тогда погружение в сюжет будет полным.

Очень жалела, что в свое время посмотрела «Ведьму» днем в воскресенье в промежутке между подготовками к семинарам – страшно мне тогда не было ни разу. Было скучно.
Злоключения троицы, потерявшейся в лесу, их ссоры из-за пропавшей карты, страх по поводу того, что к вечеру они возвращались в то же самое место, откуда уходили поутру – все прошло мимо меня.
Не в том настроении это смотрелось. Не хватало атмосферы, если можно так выразиться…
Решила, что с «Паранормальным явлением» не буду повторять прошлых ошибок.
В кинотеатре смотреть я его не собиралась – фильмам, снятым якобы на любительскую камеру, это может только повредить. Не вяжутся между собой кинозал, запах попкорна, подростки с зажатыми в руках бумажными стаканами с колой в соседних креслах и такое вот кино, где самый главный страх заключен в ответе на вопрос – «Что происходит, когда ты спишь?».
Фильм про ужасы, которые творятся дома, совсем рядом с тобой, надо дома и смотреть.
В кинотеатре люди не спят, они смеются, обсуждают кино, шуршат обертками от шоколадок, и там места для страхов нет, несмотря на тьму кинозала.
А когда в зале загорается свет, ты просто встаешь и уходишь, и все страхи развеиваются еще по пути домой.
Если же ты смотришь фильм ужасов у себя дома, да еще перед сном, в темноте эти страхи только разрастаются.
Срабатывает эффект «ритуала вызова Пиковой Дамы» – помню, когда мы в детстве пробовали вызывать ее лично у меня дома или у кого-то в гостях, ощущения были разными. В случае, когда слова «якобы-ритуала» произносились в чужой квартире, возвращаться домой было приятно – как будто ты убежала от чего-то жуткого.
Когда же мы занимались подобными глупостями дома у меня – была совсем другая картина, когда за гостями закрывалась дверь, возникало ощущение, что это жуткое сейчас до тебя доберется.
Резко хотелось включить какой-нибудь мультик и ни в коем случае не заглядывать в темные углы…

Подобное ощущение появляется и у человека, только что посмотревшего «Паранормальное явление» в ночной квартире (лучше всего, кстати, смотреть в наушниках, в них звуки куда громче и отчетливее).
До фильма я думала, что вся такая тертая, как калач, знающая жизнь, и страшно мне не станет.
После него… Я тряслась от страха и не ложилась спать до 4 утра, ждала, пока в комнате окончательно не станет светло. Еще я боялась стирать с лица косметику, потому что пока стираешь, надо простоять какое-то время с закрытыми глазами, а на следующий день (!) после просмотра я с опаской косилась на открытую дверцу стиральной машинки и думала, что, если она сейчас сама начнет закрываться, я, наверное, просто убегу из квартиры куда-нибудь.
А, пока я смотрела кино, у меня в люстре из пяти лампочек горела только одна, и я постоянно на нее косилась и думала – а что будет, если она прямо сейчас перегорит?
При этом я знала, что ничего страшного, – свет от ноутбука же останется, но мне все равно мучительно не хотелось, чтобы свет в комнате гас.


Что я могу сказать о самом фильме?
Я могу понять тех, кому фильм показался «никаким» – красотой диалогов он не блещет.
Ощущение, что тенденцию, которая началась еще в «Ведьме из Блэр» (диалогов как таковых там не было, была только общая направленность сюжета, и большинство реплик было сплошной импровизацией), создатели «Явления» не только продолжили, но и усилили – актерам не только не дали готовых реплик, но еще и приказали вести себя так глупо, как это только возможно («как в реальной жизни»). Вот они и старались как могли.
Других причин для Мики вести себя настолько по-идиотски – тащить в дом спиритическую доску, когда девушка, да и приглашенный экстрасенс тоже его предупреждали, что этого делать нельзя, протестовать против прихода демонолога («Я сам смогу тебя защитить!»), и по поводу и без повода пытаться «общаться с демоном» (общаться в его понимании значит постоянно выкрикивать что-то вроде «я тебя не боюсь» и «ну, докажи мне, что ты крут») я как-то не вижу.

Однако я все-таки на стороне тех, кому «Явление» понравилось.
Очень напугал финал – бояться я начала даже не на последней, двадцать первой ночи (по сказочным канонам она, конечно, должна была быть третьей, но неспешный темп фильма Орена Пели не позволил уложиться в этот канон), а чуть раньше…
Последние минуты истории, которая пошла по трем ответвлениям, конечно, пугает (кстати, один из трех вариантов концовки, с самоубийством героини, я не видела – нашла только вот этот кадр (i075.radikal.ru/1001/f5/a177cc883e93.png) в сети и не знаю, после чего идет эта сцена. После убийства мужа за кадром?), и вариант из кинотеатров – с финальной ухмылочкой демона – кажется самым пугающим.
Версия с полицейскими, застрелившими героиню и объявившими по рации, что в доме была перестрелка (как они, кстати, собираются объяснять начальству отсутствие пистолета Кэти?) напугала, к слову, куда меньше...
Однако самый страшный момент в фильме – это даже не прилетающий к камере Мика и не равнодушные слова на экране «Тело Кэти до сих пор не найдено».
Мне самой жуткой показалась перемена главной героини – вот она умоляет мужа увезти ее куда-нибудь – хоть в мотель, хоть в другой город, хоть за тридевять земель, и почти сразу же после этого совсем другим голосом (который мы уже слышали однажды – когда она ушла вниз, сидела там на качелях, а потом даже не помнила, что такое вообще было) начинает говорить «Все будет хорошо. Давай останемся»…
Когда она произносит свое I think we'll be OK now в последний раз, ее голос звучит как-то необычно.
Как-то по-другому.
Кажется, демон то ли завладевает ею полностью (привет «Экзорцисту»), то ли просто приближается к девушке вплотную и произносит эту фразу вместе с ней.
Честно говоря, и то, и другое – просто ужас-ужас.

Так что фильм страшный, и я его одобряю полностью.
Разве что в «Явлении» могло быть а) поменьше дневных сцен. Я понимаю, что нужны они для контраста со сценами ночными: днем – обычная жизнь с обычными ссорами и обычными насмешками друг над другом, ночью – передвигающееся само собой одеяло и оглушающий стук по стенам (а еще для того, чтобы нас к этой ночной съемке познакомить), но… лично для меня фильм бы только выиграл, если бы в нем было парочкой «Мика, выключи камеру» меньше. Да и отвешиваемые Кэти комплименты насчет ее ног я тоже могла бы не слышать и ничего бы не потеряла. б) хоть какие-то музыкальные эффекты – в ночных сценах, конечно, музыка совершенно не нужна (как бы герои фильма с ней спали, интересно) и даже противопоказана, но вот днем Мика и Кэти могли бы ее включать – чтобы хотя бы заглушить звенящую тишину в доме. А на деле вышло, что музыка звучала всего раз, – когда Мика подбирал «подходящее музыкальное сопровождение для визита в дом спеца по паранормальному. в) больше объяснений происходящего: больше деталей того, что случилось с прошлой жертвой этого демона, больше рассказов о своем детстве Кэти…
Хотя узнать, почему же он с восьми лет преследовал именно ее, я все-таки не хотела бы – страшнее, когда об этом не знаешь и представляешь себе, что жертвой могла быть и ты сама.


P. S. О переводе фильма на русский я тактично упоминать не стала.
Совершенно не поняла, с какого бодуна трусоватого экстрасенса в русском переводе обозвали «психиатром».
О том, что речь идет вообще-то о парапсихологе, догадалась, только когда Мика начал, явно стебаясь, интересоваться, может ли их гость предсказывать котировки акций).

P.P.S. То, что в большинстве рецензий упоминают как ляп – и не ляп вовсе.
Не могли они никуда сбежать – сущность и туда за ними последовала бы…
Разве что смущает, что после прошлого переезда демон 10 лет о себе знать не давал – искал, куда Кэти уехала?
Или просто «отдыхал» от нее?

Иногда я размышляю о том, нашел бы их демон и сейчас не сразу или же уже первая ночь в мотеле была бы ознаменована стуком в стены и самостоятельно включающимся-выключающимся светом…
А потом перестаю размышлять – просто понимаю причины того, почему режиссер не дал героям никуда уехать.
Тогда история просто оборвалась бы, не завершившись.
Странно было бы, если б до смерти перепуганные герои и в номере продолжали снимать, желая детально запечатлеть каждую деталь дешевого мотельного интерьера.

P.P.P.S. Пародия – зрительская версия того, как же выглядел загадочный демон (которого в фильме нам так и не показали).
Музыка взята из «Настоящих охотников за привидениями».
Персонаж (Самхейн), в общем-то оттуда же.


@темы: Кино, Охотники за привидениями, Ужастики